урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели урока:

1)      образовательная: повторить изученное о имени прилагательном как части речи;

2)      развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;

3)       воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

 

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

 

 

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда — за работу!

Удачи желаю я Вам!

 

1.      Мобилизующий этап.

 

Начнём урок со сценки в магазине.

 

Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

— Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

— Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

            -Красную, в белую полосочку, — пояснила покупательница.

 

            Вы оказывались в подобной ситуации?

 

— Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)

 

2. Формулирование темы цели урока

Значит тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

По опорным фразам сформулируйте цель урока.

Опорные фразы:

  1. Повторить изученное о…

2.  Учиться .……   ..…… в речи

 

3.Актуализация знаний учащихся

 

            Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.

 

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

 к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

 

— Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

— Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.

 

Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины.  Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается)

 

— К словам какой части речи прилагается прилагательное?

— Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное — признак предмета)

 

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.

 

4.Тренировачные упражнения

 

Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.  (о лосе)

 

— Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

— Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

 

            Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов — имена прилагательные. Почему?(чтобы указать отличительные признаки лося)

 

Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

·        По цвету: тёмно-бурый, белые

·        Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные

·        Размеру, росту: длинная, огромная, высокие

·        Весу: тяжёлый, грузный

·        Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.

 

— Сделаем вывод:для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

 

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

 

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

 

Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.

 

Упражнение 2

Сформулируйте задание к упражнению. (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)

                   — конура

Собачий   - хвост

                  — холод

 

                   — кольцо

        ?         — перстень

                   — характер

 

        ?          — шуба

                     — услуга

 

        ?         — нервы

                  — прутья

 

·        Собачья конура, собачий хвост, собачий холод;

·        Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер;

·        Медвежья шуба, медвежья услуга

·        Стальные нервы, стальные прутья.

 

— Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?

 

— Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

— Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод)

— Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред)      

 

— Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

 

— Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.

 

Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

 

По частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание.

 

Упражнение 3

            Прочитайте текст.

Наступил вечер. Синь играет в зареве заката. Дымкой сгущаются по г…ризонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грус…но думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.

(зимний, фиолетовый, поднебесная, звонкий, б…гряный, думать, хорошо, хрупкого)

 

А) Определите тему текста (закат). Какова основная мысль? (последнее предложение)

Б) Добавьте прилагательные в текст и прочитайте его

 

— Какой текст понравился больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное)

Многообразие оттенков цвета (багряный закат, фиолетовая дымка) помогают зримо представить картину заката, нарисованную автором.

 

Какие прилагательные помогают передать авторское отношение к изображаемому? (Закат торжественен, строг, незабываемое чудо)

— Какой бы была наша речь без прилагательных?

 

Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

 

·        Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).

·        Как определить их определить? (по существительному)

·        Выпишите из текста 2 словосочетания, укажите род, число и падеж.

зимний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)

·        Каким членом предложения являются прилагательные? (определение, сказуемое)

В 4 предложении сказуемое выражено кратким прилагательным

·        Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.

1 группа багряный горизонт

2 группа грустная

 

Упражнение 4

Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни.

Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И  когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные, с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось:

 

 

Три  друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Она собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

 

            Почему вы заулыбались?

            Вставьте в текст нужные имена прилагательные.

 

Три  друга пошли в дальний лес за  грибами. У  Миши была продолговатая корзинка, а у  Коли и  Вани квадратные лукошки. Они собирали съедобные грибы и перекликались счастливыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл проливной дождь. Жизнерадостные Миша, Коля и Ваня спрятались под  развесистым деревом.

 

 

— Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление  прилагательных искажает текст,)

 

5.Итог урока.

В соответствии с планом  составьте высказывание на тему: «Имя прилагательное».

 Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

 

И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

 

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

 

 

Очень занимательное — Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, Красивая, любимая», Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ны-е. Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять.

 

         Физминутка

Давно доказано на деле- здоровый дух в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя, зарядка всем нужна друзья!

Давайте проведем разминку- смотрим вверх. Прогнули спинку

Покачали головой, руки в крест перед собой

Покажите радость встречи, руки положив на плечи.

Покачались как качели. Ах и встали. Ох и сели.

Снова встали, сели, встали. Пальцы сжали и разжали. Не устали?

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Карбаницкая Лариса Анатол
Карбаницкая Лариса Анатол
Была на сайте никогда
52 года (16.12.1964)
Читателей: 1 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья